Рыбалка на тайменя на притоках Енисея, часть 4

Конец августа 2020
Наступила очередная - четвёртая по счету - неделя нашего рыболовного сезона 2020 года в Туруханске, и, встретив следующую группу, мы вновь отправляемся на далекую таежную реку на поиски тайменя. Вслед за нетипичной для середины августа 30-ти градусной жарой в регион, судя по прогнозам, вскоре должны были прийти дожди, а вслед за ними и долгожданное похолодание. Все это позволяло нам надеяться на то, что мы попадём на период активизации клева рыбы, а значит наши шансы на трофей увеличивались.
На реке, на которую мы залетели в этот раз, мы были всего две недели назад. Тогда рыбалка в целом сложилась неплохо, однако серьезных трофеев мы не поймали, да и зачётных экземпляров нам попалось лишь 5 штук. Конкретно эта поездка была немного нетипичной для нас, так как предполагалась преимущественно в формате базового лагеря с радиальными выездами вверх и вниз по реке. Сам же маршрут был построен таким образом, чтобы захватить не только наиболее интересные места, посещённые нами во время предыдущего тура, но и новый ещё не обновлённый нами в этом году участок реки.
В качестве места заброски была выбрана широкая коса в среднем течении, в радиусе 20 км от которой располагались несколько хороших ям и перспективных перекатов. Здесь мы планировали провести 3 дня, после чего переместиться на 30 км вниз к устью одного из притоков, откуда ещё через несколько дней совершить 20 км переход до конечной точки маршрута, где также остановиться на несколько дней.
Не успели мы разбить лагерь, как начался ливень со шквалистым ветром, порывы которого чуть не унесли наш шатёр и повалили одну из палаток, которую мы не успели закрепить камнями. Как следствие - мокрые коврики для сна и подмокшие личные вещи, ну и отсыревшие дрова в придачу. Да уж, так себе начало, однако настроение у всех было все же приподнятое, все-таки мы удачно долетели до реки и скоро будем рыбачить. Вечер мы провели за подготовкой снастей, обсуждением реки, рыбацкими байками. Как это обычно и бывает в первый день, спать все разошлись рано, готовя силы для завтрашней рыбалки.
Утром, позавтракав, я с частью группы отправляюсь вверх по реке к намеченной дальней яме, где мы не раз ловили хороших тайменей, но которая в этом году нам ещё не покорилась.
Примерно через час безостановочного хода мы оказались на месте. По ощущениям, за прошедшее с момента нашего предыдущего пребывания здесь время вода немного упала (хотя, казалось бы, куда уж ниже), а кроме того, ее температура снизилась почти на 4 градуса (до 13 градусов) - изменения весьма положительные!

Река здесь, делая достаточно крутой поворот, вымывает приличную яму почти по всей ширине русла. Выше же ямы располагается перекат, в нижнюю часть которого впадает холодный ручей. В общем, места очень перспективные.
В первую очередь мы решаем обловить сам перекат. Делать это удобнее с лодки, справляясь по центру русла, поэтому мы аккуратно, чтобы не спугнуть рыбу, поднялись на моторе вверх по течению и уже с помощью весел направили наше судно в нужную струю. Несколько забросов в разные стороны и вот у одного из нас происходит поклевка! Небольшой 12 кг таймень, выйдя из-за камня, взял самодельную мышь. Быстро причаливаем к берегу, освобождаем приманку, фотографируем и отпускаем рыбу.
После этого мы ещё несколько раз возвращались в верхнюю часть переката, но кроме одной нечеткой поклёвки ничего не добились. Тогда мы решили попытать счастье с берега и тоже весьма удачно! Для начала в устье ручья мы неплохо половили хариуса, а затем в 50 м ниже на выходе из ямы у нас клюнул небольшой 5-6 кг таймень.

Задержавшись на яме еще минут на 40, мы начали возвращаться в лагерь. С остановками в интересных местах этот путь занял у нас около 2 часов. К сожалению, на обратном пути тайменя мы так и не поймали, зато клевал хариус и небольшой ленок.
На следующий день мы вернулись на это же место - оно и несколько точек, расположенных ниже, казались мне наиболее перспективными в данный момент. Первое, что мы увидели, - огромное (наверное, не менее 100 экземпляров) стадо сигов, которые нагуливались в яме ниже переката. К сожалению, попытки их поймать успехом не увенчались, и мы, как и днём ранее, заехали выше переката, заглушили двигатель и прошли нужный нам участок сплавом. Несколько проходов поклевок нам, однако, не принесли, молчала и яма, поэтому примерно через час ловли мы решаем двигаться в сторону лагеря, останавливаясь в уже известных нам потенциальных точках стоянки тайменя.

Но и тут не все пошло по плану - на мелководье я сильно ударил двигатель о камень и разбил водомётную насадку. Чтобы не сломать мотор окончательно (у меня была надежда на возможность его починки на берегу или в Туруханске), оставшуюся - и не малую! - часть пути нам пришлось преодолевать на веслах. Впереди у нас было около 20 км реки и не менее 7 отличных точек для рыбалки. Проблема заключалась в том, что эти точки были весьма локальны, а кроме того, располагались то у одного, то у другого берега, - то есть, для того чтобы правильно обловить их, требовалось маневрировать, активно работая вёслами. При этом здесь ширина реки была в пределах 200-300 м, а глубина почти везде незначительная - места для тайменя интересные, но как целенаправленно искать его на этом обширном и однообразном участке за все эти годы я так и не разобрался. Единственным рабочим вариантом в таких местах я считаю постоянные забросы приманок в разные стороны с упором на зону крупных камней в русле и под берег, где глубина не менее полуметра-метра.
Сработала такая тактика и в этот раз - на одном из разливов реки мы поймали одного околозачетного тайменя, а кроме того, получили два неплохих, но нереализованных выхода. В местах же более типичных - относительно глубоких ямах и более выраженных перекатах, которые мы заранее для себя наметили - мы также поймали тайменя, но уже зачетного. Его вес составил около 14 кг.
Ещё одного тайменя мы вытащили вечером, когда солнце уже садилось за горизонт, и до лагеря оставалось чуть более 500 м. Он атаковал мышь на небольшом мелководном перекате и почти сразу выдал несколько впечатляющих свечек. Эта поимка стала отличным завершением тяжелого и непредвиденно долгого дня.
На следующее утро мы принимаем решение перенести наш базовый лагерь в новое место. Собравшись и упаковав все вещи, на воду мы вышли достаточно поздно. Впереди у нас было около 30 км реки и лишь несколько интересных тайменевых точек, часть из которых располагалась в самом конце этого участка. В связи с этим мы планировали большую часть пути преодолеть ходом, сплавившись без мотора лишь на нескольких участках.

Исходя из прошлых поездок сюда, я предполагал, что рыбалка в этот день будет эпизодическая и рассчитывал на какие-то трофеи только под вечер, когда мы достигнем наиболее интересных мест участка. Однако, не успели мы отойти и 200 м от лагеря, как на «домашнем» перекате взяли неплохого 12 кг тайменя. Тут же причаливаем и выводим рыбу на берег. Несколько фото и почти без реанимации таймень уходит обратно в реку. Хорошее начало!
Дальше, однако, нам все же пришлось завести двигатель и пройти несколько км до следующего перспективного участка, который представлял собой затяжной перекат во всю реку шириной с глубокой проточной ямой за ним. К сожалению, поймать здесь тайменя нам не удалось - у одного из нас случилась очень хорошая поклевка на мышь, но, когда рыба уже была у лодки и гид готовился принять ее в подсак, она развернулась и на рывке выплюнула приманку. По ощущениям трофей мог потянуть на 17-20 кг.
Очередные интересные места мы смогли обловить уже вечером, когда закончился широкий и мелководный участок реки. Здесь, наконец, вновь появились глубокие ямы и перекаты, которые мы могли облавливать более прицельно. В одном из таких мест за нашими приманками несколько раз выходил хороший трофейный таймень, но, к сожалению, так и не клюнул. Хорошая атака случилась и еще на одном из перекатов, но снова оказалась нереализованной.
В оба этих места мы вернулись на следующий день ближе к обеду. Сейчас, в отличие от вчерашнего дня, мы были не ограничены во времени рыбалки, а поэтому спокойно выбрали точку обстрела и приступили к ловле. К счастью, ждать долго не пришлось - на первых же забросах таймень атаковал приманку. Вываживание осложнялось достаточно сильным течением и несколькими крупными камнями в русле, за которые рыба то и дело норовила уйти. Однако минут через 10 все завершилось в пользу рыболова, мы подсачили тайменя и отбуксировали его к берегу. Взвешивание показало 15,5 кг.
Ещё одного небольшого тайменя мы поймали на том перекате, где пару недель назад видели трофейную рыбу на 20-25 кг. Ее, кстати, мы так и не поймали.
Проведя в этом месте 2 ночи, мы решили вновь перенести лагерь в новую - конечную для этого маршрута - точку, где нам предстояло дожидаться вертолета оставшиеся 3 суток поездки. Это место мы часто выбираем в качестве точки вылета, потому что поблизости расположено несколько отличных мест стоянки тайменя, которые можно максимально тщательно облавливать в течение всего дня. Как правило, здесь каждый долавливает свою рыбу, что положительно влияет на общее впечатление от отдыха.

Завершающий сплавной день прошел для нас достаточно спокойно. Несколько перекатов, которые мы проходили в первой половине дня, тайменей нам не принесли, а начиная с обеда зарядил достаточно сильный и неприятный дождь, немного сломав нам график движения. К счастью, ближе к вечеру он прекратился, но небо все равно было затянуто серыми тучами. Рыбалка в целом оставляла желать лучшего - ловился хариус, сиг, щука и ленок, а вот таймень не клевал.
Все шло к тому, что этот день должен был стать первым, когда мы не поймали не только трофейного, но и тайменя вообще, но, к счастью, положение дел исправилось, когда мы прибыли к одному из порогов. За первые полчаса ловли мы поймали здесь трёх зачётных тайменей - на 10 кг, на 16 кг и на 18,5 кг! Причём последних двух рыболовы тащили одновременно - второй в этом году дуплет!
В дальнейшем в течение оставшихся дней мы взяли здесь ещё 3 тайменей, вес самого крупного из которых составлял около 18 кг. В целом же рыбалка здесь оказалась трудовой. Выходы рыбы были очень короткими и непредсказуемыми, их приходилось буквально караулить, постоянно забрасывая приманки в воду и проверяя, тем самым, активность рыбы.
Тем временем погода нас не радовала - периодически шел дождь, низкие тучи скрыли окружающие сопки, так что мы имели все основания опасаться за то, прилетит ли за нами вертолет или нет.
Но нам повезло, и к нужному времени борт приземлился на нашей косе и вывез обратно в Туруханск.
В завершение можно констатировать, что поездка прошла удачно - всего мы поймали 11 зачётных тайменей, самый крупный из которых весил 18,5 кг. Ещё 4 зачётных мы упустили. Из приманок наиболее уловистыми оказались мыши и крупные колебалки, а также вращающиеся блесна.