Рыбалка на Нижней Тунгуске в районе Туруханска

Август 2018
Наша традиционная поездка за тайменем на плато Путорана в конце лета 2018 года началась с некоторым промедлением. Из-за плотного графика рабочих мероприятий у наших клиентов, подходящие для организации рыбалки даты оказались не оптимальными с точки зрения логистики - между нашим прибытием в Туруханск и вылетом группы на реку оказались свободными почти 5 дней, проводить которые в поселковой гостинице нам совершенно не хотелось. Поэтому, заранее рассмотрев несколько коротких маршрутов в окрестностях Туруханска, мы решили исследовать ближайший участок Нижней Тунгуски. Ежегодно пролетая эти места на вертолете, я ни разу не был здесь на рыбалке, так что в этом году мы с товарищем решили непременно заполнить этот пробел.

Приехав в Туруханск 15 августа, мы быстро подготовили все необходимое для будущего тайменевого сплава оборудование и уже вечером следующего дня, собрав одну из наших лодок, выдвинулись вверх по Нижней Тунгуске. Как это часто бывает, стоявшая до этого почти всю неделю теплая и солнечная погода вдруг сменилась ненастьем - еще во время сбора лодки налетел шквальный ветер с ливнем, а голубое от горизонта до горизонта небо заволокло темными низкими тучами. Гроза, однако, продлилась чуть больше часа, сместившись как раз в том направлении, куда нам предстояло ехать.
Первые километры от Туруханска Нижняя Тунгуска течет в достаточно невысоких и плоских берегах, но через пару поворотов вдоль ее берегов появляются первые выходы монолитной горной породы, а еще примерно через 15-20 км река совершенно меняется - почти на всем протяжении она зажимается крутыми каменными утесами иногда до 100 м высотой.
Интересно, что еще через десяток км горы отступают вглубь тайги, уступая место широким косам, сложенным крупной галькой и булыжником. В дальнейшем они вновь подходят к реке уже выше устья первого крупного притока Нижней Тунгуски - реки Северной, а выше устья Боргухли высокие сопки по берегам безоговорочно доминируют.

Путь до этих мест со всеми остановками занял у нас 1,5 суток и почти 90 км. Наша груженая 4,5 м лодка под 15-ти сильным мотором шла вверх против течения весьма уверенно, выдавая не менее 20 км/час, а иногда и до 25 км/час.

В первый день мы отъехали от Туруханска всего на каких-то 40 км, достаточно рано встав на стоянку. Кстати, мои опасения относительно отсутствия подходящих для постановки лагеря мест не оправдались - здесь их достаточно много, пусть и не очень хороших, тем не менее ровную площадку, где можно разместить хотя бы одну палатку, не является проблемой найти даже на крутом склоне.
За ночь погода ухудшилась - если спать мы ложились при ясном небе, то на утро проснулись уже под звуки небольшого дождя, равномерно стучавшего по палатке. Ситуация, однако, оказалась не такой неприятной, как показалось в начале, - несмотря на то, что небо обложило низкими тучами, было достаточно тепло, а сам дождь был несильным и вскоре прекратился.
Свернув лагерь, мы вновь выехали на реку. Наконец наступил день, который мы могли полностью посвятить рыбалке! Ширина Нижней Тунгуски в нижнем течении составляет около 300-400 метров, средние глубины 3-4 м. В отсутствие эхолота при поиске рыбы мы сосредоточились на считающихся классическими местах ее потенциальных стоянок - устьях впадающих ручьев, каменных косах, прибрежных перекатах, которые здесь хоть и в небольшом количестве, но все же имеются.
Первые результаты нас озадачили. Толи рыбы здесь не было, толи она была неактивна из-за произошедшего накануне слома погоды, но факт остается фактом - в первой половине дня мы исхлестали воду нашими приманками, так и не добившись ни единой поклевки. При этом внешне места были весьма перспективными, и, я уверен, будь мы на Енисее, рыбы наловили бы уже достаточно.

В итоге мы решили не терять время и перемещаться к устью Северной, а дальнейшие планы строить уже там. Проехав без остановки около 1,5 часов, мы все-таки решили выйти на берег и размять ноги, тем более рядом оказалась небольшая, но довольно интересная заводь, отрезанная от русла крутым галечным мысом. Зайдя в нее, мы снова взяли в руки спиннинги и почти сразу у моего товарища Максима клюнула небольшая щука. В ней было всего чуть более 1 кг, но настроение она подняла нам как редкий трофей - все-таки первая рыба поездки! Еще пара проводок и снова поклевка схожей по размеру рыбы!

Обловив заводь, мы продолжили движение, но еще примерно через час снова встали на берег - согреться и выпить чаю, а заодно прокидать показавшийся нам очень перспективным небольшой прибрежный перекат. И чутье нас не подвело! На одной из первых проводок я почувствовал резкую поклевку, но рыба почти сразу сошла. Еще несколько забросов и снова поклевка! Это оказался небольшой примерно 4-5 кг таймень. Он среагировал на крупную вращающуюся блесну от Pontoon21 - хит нашего прошлого сезона. Еще через несколько минут у меня снова случается поклевка - на берегу оказывается примерно такой же таймешонок, которого мы, как и первого, быстро отпускаем.
Случившиеся поимки вынудили нас немного задержаться в этом месте, так что к устью Северной мы подъехали только вечером. Зная, что у нас в запасе есть пара часов светлого времени, мы принимаем решение подниматься еще почти на 20 км выше до устья реки Боргухли - здесь по сообщениям должна была быть широкая галечная коса, удобная для постановки многодневного лагеря - а Северную посетить на обратном пути. На месте мы оказались уже затемно и, обнаружив обещанную косу, поставили на ней нашу палатку и, поужинав, легли спать.
На утро, наспех позавтракав, мы отправились на рыбалку. Рыбачили с берега - так показалось нам удобнее и продуктивнее. Нашей первой целью было обловить район устья реки Боргухли, которая бурным потоком впадала в Нижнюю Тунгуску. Ниже этого места струи двух рек образовали длинный тягун, отделивший широкую почти 40 метровую полосу более медленного прибрежного течения.
Все это выглядело весьма перспективно, а вскоре наши предположения подтвердились на деле - мы поймали насколько небольших щук до 2 кг и мелкого окуня, правда ничего более существенно нам зацепить так и не удалось. После обеда мы решили сменить дислокацию и на лодке переехали выше впадения притока. Рыбалка и здесь оказалась неплохой, причем помимо щуки на мелкие приманки очень активно клевал некрупный сиг, а вот хариуса, на которого мы так рассчитывали, к сожалению, не было.
Ближе к вечеру к нам подъехала лодка с местными рыбаками. Пообщались мы всего минут 20 и уже начали прощаться, когда ребята вдруг ни с того ни с сего угостили нас свежепойманным (конечно, в сеть) чиром. Это было весьма неожиданно и приятно, хотя за долгие сезоны, проведенные мной на Енисее, пора бы было уже и привыкнуть - люди здесь в большинстве своем удивительно открытые и отзывчивые! Теперь мы с нетерпением ждали ужина, ведь чир по праву считается одной из вкуснейших сиговых рыб, которую обычному рыболову редко удается попробовать. Дело в том, что, несмотря на то, что чир является типичным и весьма многочисленным видом для бассейна Енисея, поймать его на спортивную снасть непросто. Блесны и воблеры он игнорирует, а вот на искусственную мушку, по слухам, иногда клюет, но лично мне почувствовать его поклевку не удавалось ни разу.
В устье Боргухли мы простояли еще двое суток, после чего нужно было возвращаться в Туруханск, ведь уже через 3 дня нас ждал вылет на далекую тайменевую реку. Обратный путь мы, как и путь наверх, разбили на два перехода. Неспеша собрав лагерь, на реку мы вышли ближе к обеду. До запланированного места ночевки в устье реки Северная нам предстояло пройти всего 20 км или 1,5-2 часа среднего хода.
Так как времени у нас было много, мы решили подняться на вершину одной из ближайших сопок, с которой наверняка должен был открыться хороший вид на долину реки. Сопка была невысокой, поэтому весь подъем-спуск занял у нас не более 1,5 часов, о которых мы ни на секунду не пожалели! Вид с ее высоты действительно открывался отличный - река широкой лентой уходила куда-то вдаль, на горизонте угадывались очертания высоких массивов плато Путорана, а наша лодка на фоне этих просторов казалась небольшой детской игрушкой.
Добравшись до устья Северной ближе к вечеру, мы поднялись примерно на 5-6 км вверх и, найдя небольшую косу рядом с одним из многочисленных перекатов, разбили лагерь.
Эти места я знаю довольно неплохо, так как много раз сплавлялся по Северной с самых верховьев. Тогда здесь еще не было такого засилья рыболовных туристов как в последние 5-6 лет, и Северную можно было смело называть одной из лучших рек региона. Как будет сейчас мы могли только гадать, но в любом случае, рассчитывали поймать хариуса, которого не было в Нижней Тунгуске, а также поискать ленка и тайменя. Наши ожидания оправдались не сразу, но когда мы нашли нужную точку, то сразу поняли, что без рыбы не останемся - хариус клевал почти на каждый заброс. В целом же за этот вечер и следующее утро мы убедились, что в притоках рыбы ощутимо больше, чем в основном русле Нижней Тунгуски - здесь мы смогли поймать не только хариуса, но и сига, ленка, щуку, а также несколько небольших тайменей.
Возвращаясь в Туруханск, мы увидели уже совсем другую реку. Даже не верилось, что всего 3 дня назад мы здесь уже были - крутые каменные выходы, высокие утесы, поросшие елями и лиственницей, чистые ручьи, спокойная гладь реки - все это в свете вечернего солнца смотрелось совсем иначе.
В поселок мы вернулись к вечеру и, быстро закинув на склад все наше оборудование, уехали в гостиницу - послезавтра нас ждало новое путешествие!