Тайменевые сплавы на притоках Хатанги, часть 3

Август 2021
Маршрут, завершающий наш тайменевый сезон 2021 года, снова прошёл в южной части полуострова Таймыр, но немного в стороне от тех рек, где мы были до этого. К началу путешествия мы уже более или менее знали, чего можно ожидать от рыбалки в этих местах, но новый водоём — это новый водоём, и ситуация там могла оказаться совершенно иной. Тем более, что во время этой поездки мы прогнозировали резкое изменение погоды - жара должна была окончательно уйти, а регион накрывал обширный циклон, который совершенно точно должен был наполнить реки водой, что в большинстве случаев неминуемо отражается на поведении рыбы. В общем, эта рыбалка изначально представлялась непростой, что в итоге и вышло.

Для начала наш вылет на реку перенесли на сутки - фронт непогоды проходил как раз по границе района, в который мы планировали попасть, и пилот без колебаний сказал, что рисковать пассажирами и машиной он не будет. Из-за этого мы даже хотели перенести маршрут на другую реку, но, уточнив прогнозы, решили все же переночевать в посёлке и попытаться на следующий день поймать окно между фронтами и вылететь на изначально запланированную точку.
На утро прогноз несколько раз давали неблагоприятный, но в итоге командир экипажа принял решение лететь, так что к обеду мы уже сидели в вертолете под гул разогревающихся двигателей, а ещё через 1,5 часа приземлились на широкой косе нужной нам реки.

И снова, помимо установки лагеря и сбора лодок, в числе первых дел мы установили на берегу отметку уровня, чтобы понимать как он меняется. Дело в том, что по разным причинам наш сплав мы решили построить исходя из того, насколько высокой или низкой окажется вода - от этого зависела сложность нескольких порогов, которые на этой реке имеются, и которые мы должны были проходить. Если уровень вдруг покажется нам неподходящим, то в планах было установить базовый лагерь выше последнего серьезного препятствия и совершать радиальные выезды вверх и вниз по реке, если же условия будут в нужных нам рамках, то должен был состояться классический для нас сплавной маршрут с 4-5 переходами и несколькими дневками между ними.

Как бы то ни было, решение по этому вопросу мы должны были принять лишь через несколько дней - до этого нашей целью было тщательно исследовать участок вверх и вниз от точки заброски. Этим мы занялись на следующее утро.
Первой точкой, которую мы исследовали, стало впадение одного из небольших притоков поблизости от нашего лагеря. После жаркого и сухого лета воды в притоке почти не было - везде его можно было спокойно перейти чуть выше колена, а устье превратилось в некое подобие дельты с несколькими небольшими рукавами, впадающими в основную реку на участке около 50 м. Место выглядело очень перспективным, но ни накануне вечером, ни сейчас утром рыбы здесь мы не нашли.

Тогда, решив не терять время, мы выдвинулись вверх по реке - в 10 км от нас на карте был указан порог, а такие места всегда являются точками концентрации тайменя. Порог на реке действительно оказался, причём достаточно протяженный, с несколькими хорошо выраженными ступенями. Выбрав из них самую характерную, мы забросили в воду наши приманки. Места для ловли в несколько спиннингов здесь было немного - самые удачные точки располагалась под первым и вторым сливами, удобно облавливать которые можно было лишь с небольшого участка берега. Оставшиеся рыболовы располагались ниже и, не мешая первому, могли облавливать только центральную струю и яму ниже.

Однако, на деле оказалось, что таймень концентрируется по всей ширине реки. В первый час ловли мы поймали 4-5 экземпляров весом до 10-12 кг - часть из них клюнули в ближайших сливах, часть в мощной центральной струе. Все это были активно питающиеся в данный момент особи, что было понятно по поклёвкам, которые случались иногда в первые мгновения после падения приманки в воду.
Поначалу я ловил на сербские воблеры ручной работы, так хорошо показавшие себя во время первых двух маршрутов, однако быстро понял, что наиболее подходящей здесь приманкой будет тяжелая колеблющаяся блесна. Действительно, ей удобнее всего работать на дальних дистанциях и при сильном течении, на которое приманки неизбежно выносит на выходе из порога. Я использовал узкую спаянную 70-ти гр колебалку ручной работы от неизвестного мне мастера (ее мне предоставили в специализированном магазине экипировки для ловли тайменя Рыбалка-777). Поставив такую блесну, я стал добивать до самых дальних сливов в середине реки, куда другие приманки не долетали на 15-20 м. В итоге почти каждый мой заброс приводил к поклёвке, однако реализовать их практически не удавалось - рыба либо тут же выплевывала приманку, либо сходила в первые секунды вываживания. Причиной этого, на мой взгляд, стало то, что рыба атаковала приманку в густой пене практически вслепую и, вероятно, «на всплеск», а поэтому часто промахивалась. Тем не менее, пару тайменей я все же вытащил.
На следующий день мы решили разделиться - часть группы вернулась к порогу, а часть ушла вниз исследовать устья нескольких впадающих ручьев. В итоге на пороге снова удалось взять несколько тайменей, ниже по течению результат был хуже - всего одна пойманная рыба.

Ну а ближе к вечеру второго дня зарядил моросящий дождь, продолжившийся почти сутки. Из-за этого на воду мы не выходили, оставшись облавливать ближайшие к лагерю точки. Наш «домашний» приток начал наполняться водой и помутнел, так что ниже него метров на 100 вдоль берега тянулась полоса желтой грязной воды. На границе с чистыми струями основной реки я ожидал хорошего клева, однако кроме небольшого тайменя и ещё одной невнятной поклёвки нас здесь пока ничего не ждало.
Вода тем временем начала подниматься и в основной реке, оставаясь, правда, прозрачной. Прирост уровня за ночь был всего около 5 см, но продолжающиеся дожди давали основание полагать, что это только начало. И действительно, когда мы вернулись к порогу, повышение уровня сразу бросилось в глаза - камни, с которых мы ловили до этого, начала быстро заливать вода - вроде бы пару часов назад мы спокойно переходили на небольшой островок в русле реки, а теперь приходилось искать удобный путь. Сложность перемещения по берегу от точки к точке осложнялась также периодически идущим дождем, не дававшим гладким камням на пойме высохнуть. Из-за этого каждый шаг требовал аккуратности - поскользнуться здесь грозило травмой.

Именно это в совокупности с плохой погодой и низким (пока) уровнем воды заставило нас принять решение остаться в базовом лагере на все время экспедиции. Конечно, мы многое теряли в плане разнообразия мест рыбалки, ведь доступными для нас оставалось фактически 5-6 точек на 20 км участке реки. С другой стороны, у нас было время тщательно обловить эти точки, что увеличивало шансы на поимку серьезного трофея, который - мы были уверены - здесь есть.

И на следующий день мы действительно взяли хорошую рыбу - тайменя на 26 кг, который стал не только самым крупным трофеем поездки, но и самым крупным трофеем нашего сезона. Рыба снова клюнула на тяжелую и компактную серебристую колебалку, причём не на дальнем выбросе, а на короткой дистанции практически у самых ног рыболова. Таймень то и дело пытался уйти к центру реки, пересекая отдельные струи переката, но все время возвращался к берегу и удерживался против потока, а поэтому вскоре выдохся. В итоге вываживание оказалось достаточно быстрым и заняло около 15 минут вместе с подсачеванием, реанимированием и отпусканием.
За следующие два дня уровень воды в реке вырос так, что нам дважды приходилось переносить лагерь. Утро за утром мы обнаруживали, что наше кострище затоплено, а камни поблизости от палаток лежат в мокром песке. После единственного солнечного дня небо опять затянуло тучами, заморосил дождь, а ночью температура воздуха начала переваливать за нулевые отметки.

Рыбалка в связи с подъемом воды заметно изменилась. Прежде всего, хуже стал работать перекат - во-первых, он сгладился, и рыба ушла из-под хорошо обособленных сливов на новые места, которые было не так просто вычислить, во-вторых, здесь мы уже взяли больше 20 тайменей и, очевидно, немного «распугали» рыбу. Другой причиной снижения числа поимок тайменя на перекате стало в целом его перераспределение в реке - в частности, наконец, заработали места впадения притоков и ручьев, где мы за оставшееся время поймали ещё около десятка особей. Здесь снова заработали воблеры, в первую очередь «сербы».

А вот на порогах продолжали работать колебалки, но уже ощутимо хуже. Их успех в первые дни был обусловлен, на мой взгляд, тем, что во время этой поездки происходила покатная миграция хариуса, который в массе скатывался на зимовальные ямы в среднем течении реки. Узкие серебристые блесна, вероятно, напоминали тайменю молодь этой рыбы, а потому он очень активно атаковал их. Показательно, что как только миграция завершилась, эффективность этих приманок резко снизилась.
Ну а дальше в наши планы снова вмешались обстоятельства (в том числе погода) и нам пришлось вылететь с маршрута на 3 дня раньше запланированной даты. К этому времени мы только-только нащупали новые места стоянки тайменя, так что покидать эти места было вдвойне обидно. Как бы то ни было, поездка, считаю, получилась удачной - всего нами было поймано 42 тайменя, из которых 8 имели вес больше 10 кг, а рекордный таймень потянул на 26 кг.