Рыбалка на тайменя на притоках Енисея, часть 1

Июль 2020
Пандемия и карантин - главные, наверное, слова 2020 года - к началу летне-осеннего рыболовного сезона так достали, что слышать их было уже совершенно невозможно, особенно в свете возможной отмены всех наших особенно масштабных в этот раз планов. Как и предыдущие почти 13 лет июль, август и половину сентября мы собирались провести на притоках Енисея, где для наших клиентов мы подготовили новые маршруты, ещё зимой обновили часть оборудования, опробовали несколько новых рецептов походной кухни, а для себя наметили целую экспедицию на один из малопосещаемых притоков, целью которой должен был стать поиск трофейного тайменя. Всю весну мы ежедневно мониторили ситуацию в регионе, а в начале июня на свой страх и риск, несмотря на продление режима самоизоляции, все же приобрели авиа- и теплоходные билеты и стали ждать дня отлёта. К счастью, мешавшие нам ограничения были сняты и в начале июля мы вылетели, наконец, в Красноярск, где провели завершающий этап подготовки туров, и уже через неделю оказались в Туруханске. Впереди нас ждало 5 маршрутов по разным рекам региона, которые составили в итоге более чем 1200 км сплава и почти 40 дней, проведённых в тайге. Ниже отчёт о первом из этих маршрутов.

Итак, наша первая в летне-осеннем сезоне 2020 года поездка за тайменем состоялась во второй половине июля. Для нас она прошла в несколько забытом формате разведки - на маршрут мы отправились вдвоём с товарищем за несколько недель до прилёта туристических групп, а саму заброску осуществляли не на вертолете, а на лодке.

Для исследования мы выбрали показавшийся нам достаточно интересным участок в среднем течении одного из малопосещаемых притоков Енисея. Судя по карте и космоснимкам река здесь должна была быть достаточно глубокая со спокойным течением, но одновременно с несколькими небольшими перекатами, где по нашему опыту может держаться трофейный таймень. Кроме того, в низовьях реки мы рассчитывали поискать крупную щуку и окуня, которые к тому же могли бы стать для нас запасным вариантом в случае, если с тайменем нас постигнет неудача.

Хотя нас и было всего двое, мы заранее понимали, что из-за значительной протяжённости маршрута наша лодка будет загружена до предела - только бензина по нашим расчетам нам требовалось не менее 500 литров, а ведь в ней помимо себя нужно было разместить ещё и продукты питания, снасти, экспедиционное оборудование и личные вещи. Несмотря на то, что для путешествия мы выбрали один из самых вместительных и мощных наших комплектов - лодку Solar-470 Strela с водомётным двигателем Yamaha 30 л.с, уже до погрузки мы поняли, что вещей значительно больше, чем нужно для комфортного перемещения. Более того, их было больше не только по объёму, но по весу - думаю, что не ошибусь, если скажу, что наша лодка оказалась перегружена на 200 кг минимум - а это уже вселяло опасения (не столько за безопасность переезда, сколько за скорость, с которой мы будем преодолевать требуемые нам расстояния).

Но отступать от намеченной цели мы были не намерены, поэтому, кое-как разместив все наши вещи в лодке (получилось, кстати, не так уж плохо), надели спасжилеты и выдвинулись вверх по Енисею к устью интересующей нас реки.
Забегая вперёд, скажу, что до места мы добрались успешно, однако дорога «туда» заняла в итоге 54 часа, что с короткими перерывами на сон составило почти 4 суток. При этом первые 3 суток мы двигались со скоростью не более 12 км/час, так как наша лодка оставалась очень тяжелой и никак не могла выйти на глиссирование. К счастью, после того как мы сожгли 250 л бензина, а ещё 150 л оставили на берегу в качестве заправки на обратный путь, наша скорость выросла до 20-25 км/час и оставшуюся часть маршрута мы проскочили даже быстрее, чем ожидали.
Добравшись до конечной точки всего маршрута, мы разбили лагерь, наскоро перекусили, и тут же отправились на несколько км вверх к небольшому перекату в надежде успеть захватить пару часов вечернего клева. Участок реки, до которого нам удалось добраться, носил преимущественно равнинный характер - русло было достаточно широким и имело канавообразный профиль, а поэтому течение почти везде было равномерным и несильным. При этом ещё по пути мы отметили для себя пару плесовых каменистых участков и несколько слабовыраженных перекатов, представляющих собой сужения русла в месте выхода каменистых гряд, ниже которых образовались иногда достаточно глубокие хорошо проточные ямы. Все эти места мы планировали обловить на обратном пути, сейчас же, как я уже сказал, нашей целью был похожий перекат выше лагеря.

Приехав на место, мы сразу оценили его перспективность - при нынешнем высоком уровне воды перекат представлял собой небольшую глубокую стремнину, ниже которой река расширялась и переходила в глубокую яму. Припарковав лодку у заросшего травой берега, мы начали облавливать самую нижнюю часть переката и вход в яму. В качестве приманки мы решили использовать крупные попперы, в том числе Feed Prop от Tackle House, которые хорошо зарекомендовали себя в это время года. Первые два заброса оказались пустыми, а вот на третьем у меня случилась первая в этом году поклевка тайменя! Во время атаки рыба почти полностью выпрыгнула из воды, после чего потянула в глубину, начав постепенно разматывать шнур со шпули. Все вываживание заняло у меня чуть более 10 минут, в течение которых таймень совершил несколько красивых свечек и рывков, но в целом трудностей не доставил. На берег мы вытащили его даже без помощи подсачека, аккуратно заведя в небольшую заводь в траве, быстро извлекли приманку и произвели взвешивание, после чего сделали несколько фото и отпустили рыбу. Таймень потянул на 20 кг - неплохое начало!
Дальше - больше! На следующем же забросе почти в той же точке мой напарник Максим ловит ещё одного тайменя, вес которого оказался уже 23,5 кг! Как и у меня, рыба среагировала на поппер, но теперь от Yo-Zuri. И снова борьба, звук фрикциона, парковка в траву, взвешивание и реанимирование. Интересно, кстати, что, несмотря на то, что вываживание не было изматывающим, все манипуляции с рыбами мы производили в воде, а не берегу, да и к тому же очень быстро, оба эти тайменя уходили обратно тяжеловато - то ли это особенность этой реки, то ли сказалась очень жаркая погода, но уже к моменту фотографирования окраска тайменей поблекла, местами на их теле появились белёсые пятна, а сам процесс отпускания занял никак не меньше 5 минут.
После этого мы ловили здесь ещё около получаса, но поклёвок больше не последовало. К тому же было уже довольно поздно, так что мы решили возвращаться в лагерь, а рыбалку продолжить утром.
На следующий день мы встали достаточно поздно, позавтракали и снова отправились исследовать реку. Первую половину дня мы решили посвятить участку, расположенному ниже нашего лагеря, а во второй вернуться на вчерашнее место и, возможно, подняться ещё на несколько километров выше.

В результате первой точкой нашего лова в этот день стал небольшой перекат с интересной ямой за ним - место, очень похожее на то, где вчера нам удалось поймать первых тайменей. Облавливать его мы начали с верхней части, зачалившись за прибрежные кусты в нескольких десятках метров выше слива. Рабочие приманки решили пока не менять - я оставил поппер от Tackle House, а напарник поппер от Yo-Zuri. Несколько проводок и у меня случается поклевка! Таймень? Нет, судя по поведению - щука, причём некрупная. Пара минут вываживания и рыба около 4-5 кг оказывается на берегу. Быстро отпускаем ее и продолжаем ловить. И вот ещё через некоторое время у Максима прямо по центру русла происходит выход чего-то более крупного, судя по всему, тайменя. Рыба прикусила приманку, но тут же выплюнула ее. Обидно! Но мы не теряем надежды - таймень часто долавливается особенно после таких вот полупоклевок. Несколько проводок и снова точно такой же безрезультативный выход-поклевка. В такой ситуации решаю сменить приманку - ставлю сербский воблер ручной работы от Zvonko. Подповерхностник, с широкой уверенной игрой даже на медленной проводке, а самое главное в провоцирующем цвете Gold Fish - мне показалось, что такую малоактивную рыбу он должен будет соблазнить. И я не прогадал! Буквально на втором забросе таймень уверенно сел на крючок, после чего началась борьба, завершившаяся, надо сказать, довольно быстро - рыба оказалась всего около 11 кг весом.
Так как дальнейшие попытки поймать здесь рыбу успехом не увенчались, мы переместились в зону ниже слива и стали облавливать подперекатную яму. К сожалению, и здесь таймень не проявил себя, зато пару приличных, но не трофейных щук мы поймали. Проведя на яме почти час, мы решили попытать счастье на другом участке. Сместившись на 100 м ниже к началу затяжного быстрого и каменистого плеса, мы вновь пристали к берегу. Ширина реки в этом месте была не более 40 м, так что все забросы нам приходилось совершать либо вверх, либо вниз по течению, что представлялось неидеальным. Первые забросы результатов не приносят, так что я решаю сменить приманку. Пробую воблеры и разное железо, но безрезультатно. Максим же остаётся верен попперам и в итоге ловит своего очередного тайменя. Атака вновь произошла прямо по центру русла при забросе вверх по течению. Несколько минут вываживания и мы заводим рыбу в подсак. Аккуратно извлекаем приманку и перемещаем тайменя в сетку для взвешивания - весы показывают 24,5 кг! После этого быстро фотографируем трофей и скорее отпускаем его на волю.
Обловив точку, спускаемся ещё на пару сотен вниз по течению и вновь паркуемся в кусты. Характер реки здесь не поменялся - как и в предыдущем месте перед нами была довольно глубокая быстрина по всей ширине русла с небольшими обратками вдоль обоих берегов. Я вновь ставлю уже проверенный поппер и совершаю заброс под нависающую траву у противоположного берега. Несколько коротких рывков, пауза и таймень с шумом хватает мою приманку! По ощущениям сразу стало понятно, что это очень хороший экземпляр - спиннинг в дугу, фрикцион трещит, стравливая шнур. Когда рыба успокоилась, я начал постепенно подтягивать ее к лодке и уже через несколько минут мы увидели в воде огромного тайменя, вес которого показался нам никак не меньше 30 кг. Продолжаем вываживание и спокойно готовим подсачек. Таймень разворачивается и снова делает рывок в глубину, но уже чувствуется, что финал близок. И тут напарник обращает мое внимание на то, что фрикцион катушки перестал отрабатывать рывки рыбы. Сначала я подумал, что все дело в том, что рыба устала и просто не может стягивать шнур с прежней силой, однако регулировка фрикциона в меньшую сторону положение дел не исправила - рыба старалась уйти от лодки, но заклинивший фрикцион не давал ей это сделать. Стараясь сдержать рыбу с помощью удилища, свободной рукой с попытался провернуть шпулю катушки, но, к сожалению, не успел этого сделать - очередное движение хвостом и шнур не выдерживает и рвется, а рыба уходит куда-то в глубину. Обидно терять такой трофей так глупо, а еще очень жаль, что таймень ушёл с приманкой и теперь за его судьбу тревожно. Я лишь надеюсь на то, что так как приманка была зацеплена снаружи в уголке рта, это позволит рыбе продолжать питаться (в предыдущие годы мы несколько раз ловили рыб с оборванными блеснами) и со временем она от неё избавиться.
После случившегося обрыва мы ещё около получаса ловили на участке ниже лагеря, однако поклевок больше не последовало. В связи с этим мы решили сделать перерыв на обед, после чего, как и планировали заранее, вернуться на участок вчерашней ловли.
Перекусив и немного отдохнув, ближе к вечеру мы вновь выехали на реку. Первым делом мы обловили перекат, где накануне поймали двух тайменей, но в этот раз рыбы здесь не оказалось. Тогда мы стали подниматься ещё выше, пока через несколько км не обнаружили узкий быстрый участок, чем-то напомнивший нам места ниже лагеря. Проехав его вверх, мы заглушили двигатель и, выждав около четверти часа (и дав, таким образом, успокоиться рыбе), начали медленно сплавляться вниз.

Первые же забросы принесли нам результат в виде двух небольших тайменей - на 10 кг и примерно на 6 кг. Оба они были пойманы в самом начале участка, так что теперь мы были нацелены на поимку реального трофея. Однако места ниже, выглядевшие максимально перспективно, успеха нам не принесли - только в самом конце у меня был выход и атака неплохого тайменя, но рыба почти сразу сошла.

Утром следующего дня мы собрали лагерь и начали сплавляться в сторону Енисея, ведь обратный путь должен был быть не менее тяжёлым, чем путь сюда, а поэтому посвятить больше времени рыбалке на этом участке мы уже не могли. Сегодня у нас в планах было исследовать около 40 км реки, примерно половина из которых представляла собой сплошь тайменевые места - каменистые плесы и несколько коротких слабо выраженных перекатов.
Первые несколько км мы ловили на вчерашних и позавчерашних местах, после чего начался еще не исследованный нами участок реки. К сожалению, подолгу задерживаться на интересных точках у нас времени не было, так что мы придерживались стандартной тактики поиска рыбы во время сплавной рыбалки - на интересных плесах мы сплавлялись со скоростью реки, а если хотели задержаться в каком-то конкретном месте, то приставали к берегу или поднимались вверх и снова проходили нужный участок сплавом; на ямах и перспективных сливах мы причаливали к берегу и либо облавливали место с лодки, либо выходили на берег; медленнотекущие канавообразные участки проходили на моторе.
Сразу скажу, что клев оказался не таким активным, как до этого. Я связываю это с тем, что вода за эти пару дней заметно помутнела (возможно где-то в верховьях прошли дожди либо продолжал таять снег) и потеплела (если из Туруханска мы выезжали в свитерах и тёплых куртках, то теперь стояла жара под 30 градусов). Тем не менее, столько поклевок, как в этот раз, мы не видели давно. Особенно везло (или не везло) Максиму - так на одном из плесов перед небольшим перекатом в течение получаса у него произошло не менее 10 тайменевых выходов. Все они были однократными, без «добирания» - рыба слегка прикусывала приманку (ловили мы преимущественно на попперы и на мыши, периодически меняя их на железо и воблеры), после чего тут же отпускала ее, так что мы даже не всегда успевали нагружать удилища. Часть из атаковавших рыб мы не видели, другие, наоборот, показали себя. В основном это были некрупные таймени, но несколько из них были уже приличного размера в 10-15 кг, а один и вовсе был похож на настоящий трофей, в котором, как нам показалось, было не менее 30 кг!
Ближе к вечеру дела пошли получше. На одном из интересных участков на сплаве я ловлю небольшого тайменя, весом около 5-6 кг. Рыбу соблазнил воблер FishyCat 170 F - неплохая, кстати, модель с широкой игрой и удобным заглублением. Какие-то более глубокие приманки использовать было сложно, так как в реке почти везде - и даже на перекатах - в большом количестве присутствовали заросли водной растительности, мешавшие нормальной проводке.

Через некоторое время после поимки небольшого тайменя, сначала у Максима, а затем вновь у меня происходят поклёвки уже более крупных экземпляров. Своего я держал, наверное, около 20 секунд, после чего он сошел - на мой взгляд просто выплюнул приманку. Жаль, ведь по ощущениям там была «двадцатка». Таймень Максима был очевидно меньше и сошёл ещё быстрее. В этот день это была последняя наша поклевка - как говорится, не густо!
Переночевав на одной из кос, мы продолжили сплав. Этот день был последним, когда у нас ещё был шанс поймать тайменя - ниже река приобретает равнинный характер, становясь щучье-окуневым водоемом. Как и накануне, большую часть времени мы безрезультатно облавливали реку. Места в целом были весьма неплохие, однако выраженных порогов и перекатов на этом участке уже нет, а поэтому вести поиск рыбы оказалось не так просто. К тому же она, по всей видимости, была не очень активна.

Первого и единственного за весь день тайменя я поймал около обеда. Его вес составил 11 кг. Взял он практически по центру русла на поппер. Ещё одного - по ощущениям на 18-20 кг - почти вытащил Максим. Поклевка случилась также на поппер в начале затяжного быстрого участка - таймень сначала вышел и ударил приманку, но не засекся, но затем через несколько секунд атаковал снова и тут уж крепко сел на крючок. Борьба продолжалась, наверное, больше минуты, но, когда я уже взял в руки подсак и приготовился принять в него рыбу, она сошла.
К вечеру мы достигли нижнего равнинного участка реки. Отсюда до Енисея нам оставалось около 50 кг, которые мы хотели более тщательно исследовать на предмет щуки и окуня, а поэтому, найдя удобный для стоянки берег, мы разбили лагерь, поужинали и легли спать.
Утром мы вновь были на реке. Тайменевых мест здесь уже совсем не было, поэтому мы сосредоточились на поиске трофейной щуки и окуня. При ловле щуки мы применяли по-настоящему крупные приманки - силикон 20-25 см (в частности, McRubber от Svartzonker и Pig Shad от StrikePro), бактейлы, а также джерки. Для окуня использовали колебалки, средний силикон и вращающиеся блесна, а также тейлспиннеры. Все это постоянно меняли в зависимости от условий ловли.

Рыба в целом была достаточно активна, однако поначалу клевали в основном некрупные экземпляры - щуки до 5 кг, окунь до 1 кг и язь до 1,5 кг. Интересно, что на мои крупные приманки поклевок почти не было, при том, что у Максима, который ловил окуня и язя на более мелкие блесна, несколько раз крупная щука хватала уже сидящую на крючке рыбу. Неплохо ловился мелкий окунь, местами было много язя, а вот трофеев все не было.
Так продолжалось, однако, не долго. Ближе к низовьям река стала шире и вдоль ее берегов, а также в устьях впадающих ручьев, появились интересные небольшие заливы, которые мы стали целенаправленно облавливать.

В одном из таких мест мы и поймали нашу первую «задесятку». Щука атаковала 25-ти сантиметровый McRubber голубой расцветки, вылетев на приманку с самого мелководья. Несколько минут борьбы и мы подсачиваем рыбу и буксируем ее к берегу. Отцепив приманку, как всегда быстро взвешиваем, фотографируем и отпускаем рыбу. Взвешивание показало 12,5 кг!
В дальнейшем мы смогли вытащить ещё несколько крупных щук, но их вес был уже не столь внушительным - в районе 9-11 кг.
Первую половину следующего дня мы также посвятили рыбалке на щуку, успев поймать ещё две «десятки». Однако ближе к обеду задул встречный ветер, не только усложнивший нам рыбалку, но и вселивший некоторое беспокойство. Дело в том, что шторма на Енисее, когда на его просторах разгоняется ветер и поднимается волна, очень опасны и могут продолжаться несколько дней - нас такой расклад никак не мог устраивать, ведь скоро мы должны были отправится в очередное путешествие за тайменем, но уже на вертолете в южную часть плато Путорана. Поэтому мы, дополнительно укрепив вещи в лодке, не стали испытывать судьбу и решили скорее двигаться в сторону поселка, до которого нам оставалось ещё почти 200 км. Обратный путь, к счастью, оказался значительно проще - наша лодка была уже не такой тяжелой, а поэтому легко выходила на глиссирование, так что через 10 часов мы благополучно причалили к берегу напротив Туруханска.