За тайменем на реки плато Путорана, часть 1

Август - сентябрь 2019
Это первая часть отчета, со второй частью можно ознакомиться здесь
Вертолет привычно потрясывает, мерный гул двигателей уже не режет слух, а мы все как один вот уже больше часа сидим и неотрывно смотрим на проносящуюся внизу заснеженную тайгу. Тонкие ниточки ручьев, реже - более крупные реки, сверкают под нами в лучах солнца, и уносятся куда-то в манящую неизведанную даль. Но вот уже впереди показалась Нижняя Тунгуска - широченная по сравнению с ними река, окруженная высокими сопками, тоже теперь заснеженными. Еще около 10 минут, и справа появляются и вскоре снова исчезают очертания левобережных сопок реки Северная. Это означает только одно - мы приближаемся к Туруханску, а значит наша поездка за тайменем заканчивается. В такие минуты обычно тянет на лирику, пробивает на тоску, а у некоторых на глазах даже появляются слезы.

Для меня все это не удивительно, ведь и я сам каждый год испытываю подобные чувства. Забавно, что каждый раз неожиданностью оказывается то, как быстро заканчивается поездка - вот только что ты был в дикой тайге в компании друзей и вдруг вертолет уже уносит тебя из этого иногда неприветливого и сурового (но все-равно уютного) мира в цивилизацию, со своими уже успевшими забыться заботами и проблемами. А самое главное - понимание, что в следующий раз ты окажешься здесь только в будущем году, до которого время, кажется, будет тянуться бесконечно.

И если в поселке этого еще не ощущаешь - у нас, как у организаторов, здесь довольно много дел, - то когда самолет в Красноярск взмывает в небо, унося нас домой, и ты смотришь в иллюминатор и видишь вдалеке на горизонте слабо угадывающиеся очертания плато, воспоминания о прошедших маршрутах настигают тебя, а с ними возвращается и грусть.

В сезоне 2019 года нам удалось сплавиться по 3 рекам, пройдя в общей сложности никак не меньше 450 км. Ниже расскажу об одной из них.
вид с вертолета на предгорья плато Путорана
Сразу замечу, что этот наш маршрут оказался непривычно протяженным - как правило, мы проходим по реке сплавом не более 100 км, но в этот раз логистика поездки была выстроена таким образом, что в поселок мы возвращались на лодках, а не выбрасывались на вертолете. Это добавило нам проблем, так как за 8 дней нам предстояло пройти почти 250 км, в том числе более 100 км чистого сплава без рыбалки, что оказалось очень утомительным не только для приехавших к нам рыбаков, но и для нас самих. Однако, как бы то ни было, даже такой сложный маршрут оставил в целом только положительные эмоции.
Нижняя Тунгуска в районе реки Северная
На реку мы залетели в 20-х числах августа, выбрав для старта нашей мини-экспедиции уже знакомую нам по прошлым поездкам косу в среднем течении.
Ставим наш первый лагерь этого маршрута
Забегая вперед, скажу, что теперь, по завершении маршрута, я понимаю, что забрасываться нам следовало чуть ниже, чтобы сократить сплав хотя бы на один день, которого в итоге не хватило для более спокойного отдыха и рыбалки. С другой стороны, с выбором маршрута всегда так - либо угадал, либо нет, ведь все могло сложиться иначе, рыба держалась бы в верхней части реки, а в среднем и нижнем течении ее не было бы и тогда впечатления были бы еще больше смазаны. Как бы то ни было, наш расчет был в первую очередь на то, что в расположенном по соседству с местом заброски глубоком пойменном озере мы в первый же день "закроемся" по трофейной щуке и окуню, что сделает нашу поездку отчасти состоявшейся, возможно зацепим тайменя в нескольких ямах выше по реке, а даже если и не зацепим, то следующие дни сплава посвятим уже спокойному целенаправленному его поиску.
Но все вышло немного не так, как я ожидал. Во-первых, тайменя в районе нашей заброски не оказалось совсем, как и хариуса (на этой реке иногда случается, что рыба мигрирует в верховья и в нижний порожистый участок). Во-вторых, щучье-окуневое эльдорадо, ожидаемое нами исходя из прошлых поездок, в этот раз не состоялось. Рыбалка в озере оказалась довольно трудовой - в течение дня рыба была не очень активна, так что приходилось ждать ее выходов, которые по ощущениям случались чаще в утренние и вечерние часы, да еще и перебирать приманки (такого, что рыба клюет на все, что ей предложишь, в этот раз не наблюдалось). В результате за 2 дня, проведенных здесь, мы поймали около 15-20 щук, самая крупная из которых потянула почти на 10 кг. Было также несколько щук, весом 5-7 кг, в то время как размер остальных не превышал 2-3 кг. Окуня также было немного, вес самого крупного из них был около 1,3 кг.
Щука, пойманная нами в озере. Вес около 6 кг.
Следующие пару дней мы сплавлялись в сторону порожистого участка, где вероятность поимки тайменя была наиболее высокой. Но все это ждало нас ниже, а пока мы исследовали около 50 км среднего участка реки, где она носила почти равнинный характер - была относительно глубокой, с небольшими уклонами русла, а потому повсеместно с небольшими скоростями течения и песчано-илистым дном.
Довольно быстро мы поняли, что в данной момент рыбы в основном русле немного, ну или держится она в нетипичных местах, тратить время на поиск которых было нецелесообразно. Поэтому мы решили сосредоточиться на исследовании довольно крупного порога и нескольких пойменных озер, расположенных по пути нашего следования, из-за чего темп движения в эти дни у нас был рваный - мы то без остановки шли на моторе, то по несколько часов проводили за рыбалкой.
Как и в первый день, рыбалка на озерах была непростой, однако, если удавалось найти точку, то клев радовал. Так, на одном совсем небольшом озере мы наткнулись на стаю крупного окуня и стандартного размера щуку, на другом активно клевала щука, причем крупные экземпляры стояли в районе входа в озеро, а в дальней его части рыб крупнее 4 кг нам не попалось.
Кстати, на данном участке имеется и несколько слабовыраженных перекатов, однако в этом году они также оказались пустыми, за исключением одного, где мы поймали первого тайменя экспедиции, правда совсем небольшого.
Более или менее приличных тайменей мы поймали на второй день сплава на плесе непосредственно перед входом в большой порог. До этого я уже видел нескольких тайменей утром, на одном из перекатов выше по течению - как и в этом месте, они держались надперекатной ямы, но при виде лодки ушли вверх по реке и на наши приманки не среагировали. Здесь же у нас было время дать им успокоиться, так что, пока одни занимались проводкой лодок через порог, другие успешно ловили. В итоге у нас случилось не менее 7 выходов тайменя, 3 из которых оказались реализованы. Самый крупный из пойманных тайменей потянул примерно на 15 кг.
На следующий день мы добрались до первого крупного притока и после его впадения река заметно поменяла свой характер - не только стала более полноводной, но и более быстрой. К руслу вплотную подошли сопки, поэтому дно повсеместно было каменным, появились многочисленные пороги и перекаты.
Здесь мы решили немного отдохнуть от двух длительных переходов, совершенных нами в предыдущие дни, а заодно получше исследовать впадающий приток и его окрестности. Вообще, на начинающемся отсюда участке мы рассчитывали поймать не только тайменя, но и ленка и хариуса, которых выше по течению практически не было. В предыдущие годы рыба стояла в этом месте как в основном русле, причем преимущественно вдоль берега и с краю от основных струй, так и в русле притока. Сейчас же нам удалось поймать здесь лишь несколько хариусов и небольшого ленка, то есть рыбы, по какой-то причине, было ощутимо меньше. Это стало для нас неприятной неожиданностью, которую хоть немного, но все же скрасило появление рядом с нашим лагерем оленя, которого нам удалось заснять с квадрокоптера.
Кроме того, ближе к ночи, когда уже стемнело, у нас случилась достаточно увлекательная рыбалка на искусственную мышь. Какая-то рыба шумно, но поначалу безрезультатно, раз за разом атаковала наши приманки, провожая их с середины русла почти до самого берега. В итоге, после, наверное, 15-20 минут ловли, она все-таки засеклась и на берег был вытащен крупный ленок.
На следующий день наш сплав продолжился. Нам предстояло пройти около 30 км реки, вплотную приблизившись к наиболее порожистому приустьевому участку. Рыбалка здесь обещала быть очень интересной и разнообразной, так что мы встали как можно раньше, быстро собрали лагерь, погрузились в лодки и с нетерпением снова пустили в бой наши приманки.
И в общем-то все получилось так, как мы и ожидали - этот день стал, наверное, самым удачным за все время нашего сплава. Буквально через несколько сотен метров, за затяжным перекатом, мы отлично половили ленка, который реагировал и на вращающиеся блесна, и на поверхностные приманки, в том числе на "яйцо" Muller 80F от Aiko - для меня, пожалуй, главное открытие этого сезона. На эту приманку было поймано, наверное, больше всего рыбы как по количеству, так и с точки зрения видового разнообразия (таймень, ленок, хариус, щука, сиг).
Практически в течение всего дня очень неплохо клевал хариус, который преимущественно держался берега, особенно мест, где течением вымыло небольшие ямы, ограниченные сверху и снизу галечными косами. Этим хариусом мы, кстати, часто перекусывали, жаря его, например, на решетке.
Таймень поначалу был неактивен, по крайней мере в нескольких перспективных точках (надперекатных и подперекатных ямах, ямах в месте впадения ручьев) клевала только щука, но ближе к середине дня дела в этом отношении у нас пошли лучше. На широком мелководном перекате, разделенном галечной отмелью на две протоки, мы помимо хариусов и ленков взяли двух небольших тайменей (до 5-6 кг).
Еще одного похожего по размеру тайменя мы поймали уже на более глубоком и быстром перекате, а в яме, расположенной за ним, буквально через пару минут на поверхностную имитацию утки клюнул уже более зачетный экземпляр, весом 9 кг.
На другой лодке ситуация была похожая - ребятам также попались несколько небольших тайменей, причем одного из них удалось поймать, что называется, на всплеск. Во время сплава на коротком, но быстром, плесе между двумя мелководными перекатами мы заметили, как из воды выпрыгивает хариус, явно от кого-то убегая. Варианта было два - его гонял либо таймень, либо щука. Быстро выматываем приманки, делаем забросы в эту область и практически сразу, как приманка упала в воду, следует резкая поклевка. Несколько минут борьбы и в лодке оказывается стандартный 5-6 кг тайменьчик.
Что касается щуки, то в этом году ее на порогах почти не было. Она придерживалась более классических для этого вида биотопов - участков русла с замедленным течением, всевозможных боковых карманов и проток с почти стоячей водой, пойменных озер. В одном из таких мест мы наткнулись на целую стаю щук, однако их активность оказалась относительно невысока. Рыбы провожали наши приманки, но атаковать их не спешили, так что пришлось экспериментировать с проводкой и предлагать им разные приманки. Как бы то ни было, пару некрупных экземпляров мы все же смогли "уговорить". Здесь же, к слову, стоял и окунь, которого мы также, хоть и не сразу, но поймали.
Ближе к вечеру нами был пойман самый большой из взвешенных тайменей экспедиции. Произошло это на одном из небольших перекатов, при этом достаточно глубоком и широком. Рыба атаковала приманку, выйдя из-за большого валуна, лежащего по центру русла. Так как все это произошло во время сплава, мы аккуратно завели тайменя в подсак и уже на моторе транспортировали его к берегу, где спокойно взвесили и сделали несколько фото на память, после чего, конечно, отпустили.
Тем временем берега снова начали меняться, сопки подошли ближе к реке, перекаты стали мощнее и глубже, в русле появилось множество крупных валунов, затруднявших сплав. Подходящих для лагеря мест на этом участке оказалось немного, так что на ночь мы встали довольно поздно и, поужинав, уставшие легли спать.
Утро следующего дня встретило нас отличной солнечной погодой, предвещавшей красивый и комфортный сплав. Однако свои коррективы внес уровень воды реке, который оказался довольно низким. Накануне мы вплыли в участок почти сплошных мелководных порогов и перекатов, прохождение которых теперь требовало большего внимания и не позволяло спокойно рыбачить. В связи с этим мы решили как можно скорее пройти его, а на рыбалке сосредоточиться во второй половине дня. Это, конечно, не означает, что мы не ловили совсем, но делали это все же значительно реже. Замечу, что некоторой компенсацией такого вынужденного перерыва в рыбалке стал действительно очень красивый пейзаж вокруг.
Проскреблись по перекатам мы к середине дня, не раньше. После впадения очередного притока река успокоилась и, перекусив, мы могли уже вновь сосредоточиться на рыбалке. Поклевки, которых выше не было, здесь, наконец, появились. Клевал некрупный хариус (особенно на муху, а не на спиннинговые приманки), было поймано несколько неплохих ленков, а ближе к вечеру два хороших тайменя - оба на 11-12 кг.
Заночевали мы в устье еще одного крупного притока. Стоянка здесь оказалась не очень удобной, но дальше мы плыть уже побоялись - начало смеркаться, а есть ли впереди что-то более подходящее было не ясно. Кроме того, мы ощутимо устали, так что даже мышковать в эту ночь никто не стал, хотя место казалось достаточно перспективным.
Следующий день стал для нас завершающим на этой реке. Утром мы еще успели немного порыбачить, поймав несколько ленков и сигов, в том числе на все тот же Muller от Aiko, но к обеду наша рыбалка здесь завершилась - мы подошли к большому многоступенчатому порогу, который, чтобы не рисковать, решили проводить вручную на веревках.
Процесс осмотра порога и проводки лодок через него занял у нас без малого 5 часов и отнял огромное количество сил, однако, несмотря на это, ощущение завершенного маршрута непостижимым образом придало нам сил, так что мы еще около полутора часов прошли на моторе по Нижней Тунгуске.
В этот вечер мы разбили лагерь на небольшой галечной косе, поужинали уже затемно, а потом еще час сидели у костра и пели песни под гитару - все-таки это была последняя ночевка на реке, а наше путешествие подходило к концу.
На утро мы немного перепаковали вещи в лодках, поставив канистры с оставшимся бензином как можно ближе, и отправились в путь - к вечеру мы рассчитывали вернуться в Туруханск и ночевать уже в гостинице. Наш путь почти без остановок занял не менее 12 часов и был очень утомительным. Рыбу мы практически не ловили, а к берегу причаливали лишь на время перекуса и дозаправки.
В поселке мы оказались уже ближе к ночи, собрали под моросящим дождем лодки, затем перевезли их с берега в гараж и только потом отправились в гостиницу. Оказавшись в кровати, мне кажется, каждый из нас ощутил усталость, накопившуюся в течение двух последних дней - уснули мы быстро и крепко.

На следующий день мы проводили группу и отправились готовить следующий маршрут - разобрали и просушили вещи, сформировали заново продукты, а еще через сутки встретили новую группу и вылетели на новый маршрут, о котором речь пойдет во второй части отчета.